автор
Анастасия Свежинцева
медиум
Звук
параллель
9
техника исполнения
Аудиокомпозиция
В своей работе я рассматривала взаимоотношения Чацкого и дома Фамусова. Тема не совсем очевидная, и обычно она не обсуждается на уроках литературы. Однако в последние годы я много размышляю над понятием “дом”, и потому мне было интересно понять, как оно отражено в “Горе от ума”. Интересно это не только потому что тема мне близка - также все действия комедии происходят в одном пространстве (этот самом доме), а потому это место кажется отдельной мини-вселенной.
Я долго думала, как выразить свои идеи, и в результате решила использовать шаги. По походке человека можно многое сказать о его характере и состоянии. Он взбудоражен, радостен, спокоен, миролюбив, тревожен или счастлив? Быстрые, мягкие, отрывистые, широкие, плавные шаги раскроют это для наблюдателя или читателя. В начале слышен хлопок двери - так Чацкий появляется в доме в детстве. Сначала шаги спокойные и размеренные, так как Чацкому комфортно в доме. Здесь он встречает Софью, здесь проходит его юность. Однако постепенно шаги становятся всё быстрее и беспорядочнее - Москва начинает душить, Чацкий уезжает (шаги превращаются в топот копыт). Далее следует долгая пауза, он возвращается, осматривается (шаги осторожные) и сразу окунается в круговорот сплетен и бесчестия (его походка становится всё более нервной). В конце дверь снова хлопает - Чацкий уезжает, в этот раз навсегда.
Походка отражает его состояние и ощущение безопасности в месте, которое должно быть его домом. Хлопки дверей обозначают промежуток времени, который он провёл в доме Фамусова. Я намеренно не стала вставлять эти звуки после первого отъезда из Москвы, так как тогда он ещё не покинул дом окончательно, а лишь выбрался посмотреть мир. Кроме того, я постаралась отразить не только текущее состояние, но и характер Чацкого - в любой ситуации шаги остаются чёткими и лёгкими, он всегда прямолинеен и целеустермлён.