Образы мировых диктаторов в современной истории

автор

Арина Буракова

медиум

Живопись

параллель

9

техника исполнения

Рост, картон, акрил, смешанная техника

На выбор темы меня натолкнула проблема влияния тоталитаризма на личность, которую мы изучали на уроках обществознания. Но что мы представляем, думая о самых крупных тоталитарных государствах в истории? В первую очередь, люди, не связанные с подобным явлением напрямую, представляют себе символы: военную форму, флаг, знаки и изображения, связанные с идеологией, и, конечно, один из главных символов тоталитарного государства – диктатора. Личность диктатора зачастую возводится в статус божества или заменяет его, его портреты висят в качестве икон, его внешность становится каноничной, а имя – нарицательным. То, что мы представляем, когда слышим имя того или иного диктатора – это отшлифованный, усредненный образ, созданный пропагандой и видоизмененный мнением иностранных СМИ. В отличие от монархов, президентов и просто членов правительства демократических государств, невольно попадающих в объектив в самые неподходящие моменты, афиширующих свое отношение к социальным явлениям и современным тенденциям, и чья личная жизнь, по большей части, свободно публикуется и обсуждается, в тоталитарных государствах все средства массовой информации находятся под контролем правительства, и, соответственно, правитель имеет возможность выдавать лишь удобную информацию о себе. Эта информация и создает блестящий, почти пластиковый и исключительно положительный образ, из-за чего диктатор постепенно из человека превращается в бессмертным символ. Мы очень плохо понимаем, что на самом деле думали и чувствовали эти люди вне рамок хорошо продуманной пропаганды, поэтому нам ничего не остается, как опираться на этот искусственный образ. В своих работах я постаралась передать свое личное и общественное отношение к диктаторам и тиранам, изменившим судьбы, образ мышления и мировоззрения огромного количества людей. ЧЕТЫРЕ РАБОТЫ ПОСВЯЩЕНЫ ЧЕТЫРЕМ ИЗВЕСТНЫМ ДИКТАТОРАМ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ: КИМ ЧЕН ЫНУ, СТАЛИНУ, ГИТЛЕРУ И МУАМАРУ КАДДАФИ. КИМ ЧЕН ЫН Картина, посвященная Ким Чен Ыну, написана на круглом холсте, и, по большей части, в нейтральных цветах (это связано с тем, как мало мы, на самом деле, знаем о Северной Корее), но крупные предметы и контуры выделены яркими алыми и синими линиями, объединяющимися в графичные узоры, чем то напоминающие корейскую письменность. Помимо того, что эти узоры создают азиатскую атмосферу, они символизируют четкие рамки и границы, выстроенные Ким Чен Ыном в своем государстве, а также изолированность страны от окружающего мира. Выбор формы холста обоснован внешностью диктатора – сложно отрицать, что лицо Кима поразительно похоже на круг. ИОСИФ СТАЛИН Вторая картина была вдохновлена личностью Иосифа Сталина. Картина написана преимущественно в темных цветах и контрастная. Это связано с моим восприятием каноничных фотографий Иосифа Виссарионовича – темная форма, черные усы на светлом лице, очень четкие и графичные черты лица, обусловленные его национальностью, черные волосы. Картон, на котором написана картина, разрезан с обратной стороны таким образом, что картина может как бы изгибаться, символизируя многогранность и неоднозначность личности Сталина. АДОЛЬФ ГИТЛЕР Третья картина символизирует Гитлера. Несмотря на всю жестокость и ужасные последствия его действий, в картине преобладают розовые и тепло зелёные цвета, нет четких границ предметов. Это связано с тем, что у Гитлера, в целом, довольно понятная и легко обосновываемая идеология, его, в какой-то степени можно назвать каноничным диктатором, он уже настолько прочно вошел в массовую культуру, что в наши дни (по крайней мере, лично мне) все сложнее воспринимать его серьезно. МУАМАР КАДДАФИ Самая яркая, четвертая картина посвящена Муамару Каддафи – эксцентричному диктатору, превратившему Ливию в новое социалистическое государство под названием Джамахирия. В течение своего правления он совершал огромное количество громких, скандальных, бессмысленных, корыстных и аморальных действий: всегда спал в палатке, одевался крайне необычно, а иногда даже вызывающе, создал собственную армию только из красивых женщин, превратив их в свой гарем, и тому подобное. Картина полностью соответствует его образу: графичный, плакатный стиль, яркие цвета, неровная белая рамка и хаотичные брызги. Последняя картина является как бы собирательным образом диктатора. Композиция картины и расположение фигуры чем-то напоминает икону, что символизирует обожествление диктаторов народом. На заднем плане изображен стереотипный аскетичный кабинет правителя. Объемная, как бы выточенная голова является отсылкой к моей мысли про обезличивание и создание образа (первый абзац).

7

параллель

Перейти

8

параллель

Перейти

9

параллель

Перейти

Междисциплинарный Челлендж

Перейти