Изображение работы

Разочарование Чацкого

автор

Мария Аль-Амери

медиум

Живопись

параллель

9

В моём понимании, главная идея юнита - процесс становления личности является сложным морально-нравственным, социальным и культурным процессом, который можно и нужно изучать с помощью искусствоведческих приемов и средств выразительности. Личности составляют общество, а общество влияет на каждого индивида отдельно, ведь, как говорил великий социолог, основатель социального реализма, Эмиль Дюркгейм, «над индивидом всегда стоит коллективное бессознательное». При этом влияние общества может проявляться в различных видах: через внешний социальный контроль с помощью позитивных и негативных санкций, через навязывание определенного мнения с помощью моды, формирование традиций и обычаев. Для меня является очевидным тот факт, что каждый человек смотрит на мир через призму своего восприятия, сформированного в ходе социальных взаимодействий. Таким образом для каждой личности отдельно данное влияние воспринимается совершенно по-разному, ввиду наших индивидуальных характеристик. Поэтому видов взаимосвязей между человеком и обществом может быть бесконечно много. 

Взгляды на процессы, связанные с изменением человека, по моему мнению, делятся на два вида - биологический и социальный. Человеческий род развивался эволюционно, Homo Sapience как биологический организм в ходе эволюции совершенствовался, появлялось больше рудиментарных органов, которые перестали развиваться ввиду их практической ненадобности. При этом процессы эти происходили не сознательно, так решала сама природа. Социальный же взгляд, рассматривает сознательное изменение личности, т.е индивида, обладающего конкретными социальными чертами и имеющего место в социальной стратификации. Второй из этих взглядов как раз-таки рассматривается в МДЮ, поскольку в своей сущности он сложнее для понимания, чем биологический. Ведь на личность может повлиять в этом мире буквально всё - после каждого диалога с любым человеком наш внутренний мир немного, но меняется, в нашей голове рождаются новые нейронные связи, мысли, мы изменяемся в процессе, каждый день. Ещё одна сложность социологического взгляда заключается в том что мы одновременно являемся и субъектами и объектами познания. Рассуждая на уроках литературы, истории и обществознания о личности, изменивших мир, мы можем многое рассказать и о своей личности, характере и мировоззрении. 

Для меня формирование собственного мнения по поводу роли человека как личности в этом мире является важнейшей характеристикой взросления. Осознанность, приходящая вместе с пониманием себя, является основой сбалансированной жизни. На этом строится наша судьба, исходя из этого мы строим социальные связи, взаимодействуем с другими и с собой. Осознанность помогает человеку решать жизненные вопросы и избегать проблемных ситуаций, связанных с непониманием своей личности. К сожалению, сейчас множество даже взрослых людей не несут ответственность за своим слова и поступки, из-за чего в последствии жалеют. Конечно, ведь проще сначала импульсивно поступить, ранить человека в самое сердце, повлиять на него, а потом «разбираться» со всеми вытекающими последствиями этого действия. Важно следить за той энергетикой, которую мы отдаем из своего богатого внутреннего мира вовне, ведь затем она вернется к нам обратно в виде действия, слова или ситуации. 

Если понять, каким образом личность влияет на мир и наоборот весьма трудно, но очень важно, то как можно это сделать? С помощью конкретных средств художественной выразительности и приёмов! Именно искусство открывает богатейший набор инструментов, с помощью которых можно описать эмоции и чувства личности, которые он испытывает в ходе межличностных взаимодействий. Это очень удобно, что благодаря длинной истории её развития можно изучить, как авторы до нас отвечали на эти же проблемные вопросы, какими способами они пользовались, а затем выработать свое собственное идеальное средство. Я нашла это средство в объединении литературы и архитектуры, поскольку мне хотелось передать всю палитру ярких эмоций, которые может переживать личность в ходе своего формирования. Ведь именно в литературных произведениях с помощью художественных приемов, метафор, эпитетов и сравнений можно вычитать про самые разные эмоции, которые может испытать человек вообще. После прочтения «Горе от ума» А.Грибоедова я поняла, что идеальным примером личности, испытывающей множество эмоций из-за нахождения в определенном обществе, является Чацкий. Изначально меня поразили его умнейшие мысли, которые все кругом отвергали. Потом мне стало его жалко, потому что он настолько разозлился и разочаровался Софьей, к которой так долго ехал, Фамусовым, Молчалиным и другими, что после бала он буквально уезжает чуть ли не в истерии. Построение его пути позволяет показать то явное влияние, которое могут оказать на личность другие люди в ходе взаимодействия. Я использовала в качестве средств художественной выразительности олицетворение (фигуры – собирательный образ персонажей комедии) и особенности построения композиции. Её элементы вступают в конфликтный диалог друг с другом, подставляя свои острые углы, которые есть на всем пути. С помощью крупных объемны фигур, олицетворяющих героев из общества Фамусовых, всюду окружающих Чацкого, можно многое сказать об их личности. Снаружи они строгие, консервативные, острые, белые, а внутри - пустые и черные. Фигуры однообразные: цилиндры, треугольники, квадраты, поскольку все члены фамусовского мыслят одинаково шаблонно, консервативно. Они всегда преграждают Чацкому путь, не хотят слышать (они только слушают!) его монологи, не понимают и не принимают все его новые и либеральные идеи. Поэтому его путь узок и изворотлив, ведь в конечном итоге он с треском и в ярости сбегает из дома Фамусова, ведь не нашел себе собеседника «по уму». Траектория пути также имеет смысл – она идет полукругом. Этим я хотела показать, что, начиная путь с одной стороны квадрата, он поворачивает направо, доход до самого просторной части – бала – и разочаровавшись там, поворачивает обратно к той стороне, откуда пришел, но уже с другого «выхода». Таким образом я хотела передать разочарование Чацкого своим приездом и неизменность его своим принципам, в которых он не усомнился, даже после взаимодействия с фамусовским обществом, которые провозгласили его «сумасшедшим»

7

параллель

Перейти

8

параллель

Перейти

9

параллель

Перейти

Междисциплинарный Челлендж

Перейти