Чацкий и Эпоха

автор

Злата Лотник

медиум

Звук

параллель

9

В этом году на уроках литературы изучали произведение “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова. В дополнении, я прочла несколько книг о его жизни, посмотрела подкасты литераторов о самом произведении. Меня очень заинтересовал факт того, что Грибоедов изменил название своего произведения —  “Горе уму” на “Горе от ума”. 

Почему это произошло? Было ли это внутреннее желание поэта или это произошло под влиянием извне?

Грибоедов, как блестящий дипломат, несомненно, осознавал назревающий конфликт в российском обществе. В своем произведении он как бы подчеркивает этот конфликт: свежие идеи Чацкого и стереотипы консервативной жизни фамусовского окружения. Понимал ли Александр Сергеевич ту грань “дозволенного” писав комедию? 

Как можно было так филигранно балансировать, чтобы произведение не выйдя целиком в печать, уже было многократно переписано от руки и его цитировали в светском обществе? Показатель ли это того, что светское общество России уже было готово к изменениям, а власть нет?

В моей аудиозаписи я попыталась выразить свои мысли об изменении названия произведения Грибоедова. В начале записи, как и в начале “Горе от ума” переводятся часы (как аллегория, что Грибоедов опередил свое время, мыслями, изложенными в своем единственном законченном  произведении, например, суждениями Чацкого о счастье, о чем ранее в русских произведениях не размышлялось). 

Далее спокойная музыка дудука, как отсыл к Тифлису, где писалось произведение и спокойный уверенный размашистый темп письма пером (Грибоедов пишет “Горе от ума”). На заднем плане слышны резкие возгласы (Чацкого, а возможно, мысли Грибоедова), тем самым мы понимаем, что в обществе назревает конфликт, напряжение.

Резкое зачеркивание пером текста, переписывание названия как кульминация: все беды от ума, Чацкий слишком уверен в своем уме. Уверен, что ум и рациональность — источник счастья (он разделяет идеи эпохи Просвещения). Но как раз из-за своего ума, он становится несчастлив (и/или непонятым).

Музыка обрывается. Слышны четкие шаги военного, вероятно идут арестовывать Грибоедова. Его подозревали в связи с декабристами

(позже вину не докажут, хотя будут рассматривать фразы и мысли из комедии, как мысли самого Грибоедова).

Звук шагов переходит в бой часов как бы замыкая идею с часами. Часы как предвестник неизбежных изменений в обществе  России; как главная идея самого произведения - путаница, как будто произошел временной сдвиг и никто не слышит, и никто не понимает очевидного; как появление Чацкого “не ко времени”.

7

параллель

Перейти

8

параллель

Перейти

9

параллель

Перейти

Междисциплинарный Челлендж

Перейти