автор
Екатерина Хорец
медиум
Живопись
параллель
9
техника исполнения
Бумага, акрил
В рамках междисциплинарного юнита меня очень заинтересовало понятие и концепция “Личности” с точки зрения литературы. В литературе человек воспринимается в разных направлениях по-разному, везде мировоззрение и личностные качества соответственно выстраиваются по-своему, опираясь на характерные для конкретной эпохи ценности. Для меня концепт “личности” в данный период жизни очень важен, ведь у меня формируется характер. Я применяю разные сочетания реакций на те или иные события, выявляя, в каком состоянии мне будет наиболее комфортно. Именно потому, что я не раз обжигалась в плане неправильного выбора, для меня важно анализировать другие фигуры и их самовыражение, на чьей основе я могу складывать свое мнение и свою манеру поведения. В качестве итоговой работы я бы хотела создать серию картин - у меня юнит рисование. Она будет посвящена главному герою произведения Грибоедова “Горе от ума”.
Когда я презентовала свои работы, я рассказывала, что меня зацепило в них, как они у меня ассоциируются с выбранной мной темой, на что мне ответили: “Это конечно все хорошо, но эти работы не твои, они не характеризуют тебя. Ты – человек-хаос, по этим картинам нельзя сказать, что ты их автор, ты не сможешь прочувствовать Чацкого, а вот этими – сможешь” - и из кучки достали 2 самые на мой взгляд кривые работы: “Вот это ты, здесь видно, что ты автор!”. А вечером, когда я показывала свои работы соседке по комнате, она заявила: “Эти работы твои автопортреты, и они лучшие из всех имеющихся”. И я тогда подумала, что же такое хаос и что во мне такого хаосного? Мне тогда показалось, что это мне поможет лучше понять суть междисциплинарный юнит и Чацкого.
Изначально я подумала, что хаос — это беспорядок. Дворцовые перевороты, бунты, восстания, стремление революционеров к смене строя общества — это все примеры хаоса, в большинстве случаев. Знакомая ситуация ведь. Чацкий же тоже шел против мнения общества. Его действия не назовешь радикальными, но ведь именно из-за них Софья на балу создала слух о том, что Чацкий сошел с ума. Для Чацкого однобоко мыслящие люди — это настоящий хаос. Я им восхищаюсь. В 7 классе я проводила исследование по фильму «Полночь в Париже», где главные герои восхищались только эпохами прошедших времен. Александр же переступил через этот принцип и стал ценителем настоящего времени, который смело смотрит в будущее.
Что же насчет картин? Одна из картин формата А3 создавалась мной на первом занятии, тогда я и впрямь окунулась в краску, ведь рисовала картину, не используя никаких инструментов кроме рук, что символично, ведь Чацкий тоже пытался собственными силами («своими руками») внушить Фамусовскому обществу свое мнение, без посторонней помощи. В касаниях темные тона прям «съедают» светлые мысли Александра Андреевича. А как же любовь Чацкого к Софье? Вы обратите внимание на фактурность изображенных фигур. Рельефность придается за счет бордового оттенка. Фактура в натюрморте, как эмоциональная часть человека, является важной частью целостной картины. Вот этот коричнево-кровавый оттенок не является самостоятельной частью композиции, а как бы растворяется в ее реалиях, как если бы в банку воды капнули краски, и она расплылась и спустя какое-то время растворится, как взаимная симпатия Чацкого и Софьи. Их чувства нашли свое место и на второй картине, представленной в серии работ. Посмотрите на этот стакан, он с первого же взгляда на работу привлекает к себе больше всех внимания. Его грубоватые стенки, грязновато желтая жидкость, все это привлекает внимание, но не его прозрачность. А ведь посмотрев сквозь сосуд, можно увидеть, как бледен мир. Почему-то именно прозрачность создает у меня чувство хрупкости этого стакана, что вот-вот, и он разобьется, как сердце. Откуда же пошло выражение разбитое сердце? В одном из источников я прочитала, что это словосочетание употребил еще Гиппократ, когда описывал смерть тирана Сиракуз, скорее всего подразумевая, что тот погиб от сердечной недостаточности. Но ведь сердце может разбиться вследствие синдрома такоцубо, вследствие стресса. У меня тоже в какой-то момент были проблемы с сердцем, на что врачи сказали, что это из-за постоянного напряжения и волнения и всего на всего нужно избавиться от стрессового источника. Почему-то мне кажется, что не взаимная любовь сделала Чацкого таким же хрупким, как его практически разбитое сердце. Тарелка же, чуть смещенная с центра работы, символизирует размытость идеалов Александра. Понятно, что это тарелка, но детально она не прорисована. Также мне видятся и идеалы Чацкого. Да, они есть, они создают контраст на фоне остальной картины, но он не описывает их четко, а лишь осуждает идеалы старого времени.
Таково моё видение личности Чацкого, человека-хаоса, опережающего время, остающегося хрупким на фоне его отношений, но ярким на фоне идей эпохи.