автор
Константин Спирин
медиум
Звук
параллель
9
техника исполнения
Аудиокомпозиция
Может ли человек намеренно изменить ход истории?
Такой вопрос возник у меня в течение уроков истории, на которых мы изучали события (преимущественно) 19 века: Великую Французскую революцию, революции и восстания Весны народов, и др. Особенно впечатлили бурные события, происходившие во Франции. На занятиях мы изучали и обсуждали многих выдающихся деятелей того времени. Все они в той или иной степени повлияли на судьбу своего государства. Как на уроках истории, так и на уроках обществознания мы пришли к тому, что харизма личности может играть важную роль в политике.
Посмотрим с другой стороны. Революция пожирает своих детей, а власть личности опосредована и сильно ограниченна обстоятельствами её реализации и особенностями государственной системы. Все бессчетные усилия французских политиков по созданию идеального государства в конечном счёте провалились, не говорю о том, что случилось с самими революционерами. Даже если рассматривать попытки изменений на короткой дистанции: того ли для себя и своей страны хотел Робеспьер? А Наполеон? Ответ очевиден.
Вопрос личности в истории, конечно, этим не ограничивается – он требует более основательного рассмотрения. В своем арт объекте я решил зафиксировать промежуточный результат своих рассуждений с помощью музыки. С одним изменением – я решил переложить идею на более близкие мне события. Люди и музыка 19 века далеки от меня, а идея революции, растворяющей в себе людей и их мнения актуальна до сих пор.
Это навело меня на времена гласности, перестройки, развала СССР и так далее. Пускай эти события начинались и заканчивались задолго до моего рождения, его отголоски можно найти в людях, окружающих нас, в культуре, в реалиях нашей жизни. Я не мог не вспомнить одну из (невольно) главных песен той эпохи – песню группы Кино “Перемен”. Используя её, я решил отобразить процесс революции и личность в ней.
Интро соответствует оригинальной песне. Для меня оно олицетворяет некоторые начальные идеи и настроения, ещё не успевшие воплотиться в жизнь. Затем вступает голос – голос важного лидера мнений, голос человека, уверенно требующего перемен. Только его слова накладываются с мелодией идей и мнений другого такого же человека. Вступает и его голос. Они поют вроде бы об одном и том же, но не могут сойтись, и заглушают друг друга. Вступает голос ещё одного, и ещё – и песня начинает превращаться в невнятную какофонию, до нас доносятся лишь редкие выкрики о переменах. Все ещё различимые ударные напоминают мне марш. В конце концов многократные наложения превращают песню в набор громких беспорядочных звуков, которые ассоциируются у меня с погромами и со звуком ломающегося стекла в частности. Голоса зачинщиков превратились в гул. Но наконец нечто случается, и многоголосие стихает, оставляя подобие тишины. Я не вкладывал никакой идеи в эту “Немую сцену”, но хотел дать время слушателю подумать о том, что же он всё-таки сейчас услышал.